Анна Петровна Бахарева - для газеты "Петербургский дневник"

Анна Петровна Бахарева - для газеты "Петербургский дневник"

Какой отдых - лучший для школьника?

Для детей весна – двойная радость. Потому что после трудной изнуряющей третьей четверти наконец-то наступили долгожданные каникулы. Как лучше организовать этот многодневный отдых? Чего следует опасаться и на что обратить внимание в первую очередь? Какой вариант времяпрепровождения предпочесть, чтобы ребенок, хорошенько отдохнув, с новыми силами приступил к учебе и одолел не менее важную четвертую четверть? На эти и другие вопросы читателей "ПД" отвечает врач-педиатр Анна Бахарева.

"Петербургский дневник": Анна Петровна, наступили весенние каникулы. В чем, с точки зрения врача, состоит их особенность? Насколько они важны и какое имеют значение для организма школьника?

Анна Бахарева: Весенние каникулы просто необходимы детям как младших, так и старших классов, ведь третья четверть самая длинная. И время года, на которое она приходится, – это достаточно утомительный для школьников период, причем как для их нервной системы, так для всего детского организма в целом. Ребенку просто необходимы отдых и смена деятельности, чтобы успешно завершить учебный год без вреда для здоровья. А здоровье – это не только физическое благополучие, но и духовное, и социальное. Следовательно, во время каникул надо уделить внимание всем этим составляющим.

"Петербургский дневник": Вы, медицинские работники, всегда предупреждаете, что весна – весьма коварное для здоровья любого человека, тем более для ребенка, время года. Это так?

Анна Бахарева: Да, поэтому не следует также забывать о том, что период третьей четверти – это пик сезона таких заболеваний, как ОРЗ, ОРВИ, в том числе гриппа. Многие школьники, к сожалению, переносят эти заболевания, а следовательно, ребенку нужен тайм-аут для восстановления организма. Поэтому роль весенних каникул приуменьшать ни в коем случае нельзя, они очень важны для всех детей.

"Петербургский дневник": Как лучше организовать отдых детей в весенние каникулы? Предпочесть туристическую поездку? Или больше подойдет детский лагерь?

Анна Бахарева: В последние годы некоторые петербуржцы стараются весной организовать детям отдых за границей. А очень часто это жаркие экзотические страны с климатом, который резко отличается от климата нашего Северо-Западного региона. Между тем весенние каникулы непродолжительны, и резкая смена климата на такой короткий срок не окажет желаемого благотворного действия на организм наших петербургских детей, в том числе и на их иммунную систему. Если желание поехать на отдых за границу непреодолимо, то лучше, если это будут европейские страны. Также можно посетить страны со средиземноморским климатом.

"Петербургский дневник": Какой же отдых будет наиболее полезен ребенку?

Анна Бахарева: По моему мнению, эффективный отдых в период весенних каникул – это активный отдых с элементами санаторно-курортного лечения в учреждениях оздоровительного типа. В нашей стране достаточно таких курортных зон. Это, например, Кавказские Минеральные Воды, Краснодарский край, Крым. Не стоит забывать и о нашем Северо-Западном регионе, где расположены такие известные курортные места, как Сестрорецк, Зеленогорск, Репино, Карелия.

"Петербургский дневник": А если нет возможности организовать отдых ребенка в санатории или оздоровительном лагере?

Анна Бахарева: В этом случае стоит подумать о том, как это сделать в условиях мегаполиса. Конечно, каждый из родителей знает слабые стороны здоровья своего ребенка. Поэтому если объединить усилия с педиатром, то можно все запланировать и организовать, не выезжая за пределы города. Никому из детей точно не повредят курс оздоровительного массажа, посещение занятий лечебной физкультурой, соляная комната, а некоторым детям, которые находятся еще в стадии выздоровления от ОРЗ, показана и физиотерапия. А свободное от оздоровительных процедур время вы можете организовать так, как посчитаете нужным и полезным именно для вашего ребенка, учитывая его личные пожелания.

"Петербургский дневник": Каникулы – это еще и посещение музеев, театров, концертов. Какие рекомендации вы можете дать родителям по этому поводу?

Анна Бахарева: Конечно, нужно обязательно подумать и о культурной программе для ребенка на период весенних каникул. Жителям Санкт-Петербурга в этом плане можно только позавидовать. Думаю, тут даже не стоит перечислять все возможные варианты. Единственная рекомендация: не следует сразу и слишком перегружать ребенка. Первые 2-3 дня посвятите отдыху в кругу семьи, больше общайтесь, гуляйте вместе, дайте почувствовать ребенку вашу любовь и заботу, ведь этого так не хватает детям в современном мире.

"Петербургский дневник": А после того как ребенок адаптируется к новому формату времяпрепровождения, каким должен быть его распорядок дня?

Анна Бахарева: Развлекательно-образовательные мероприятия посещать стоит с регулярностью в среднем до 3 раз в неделю, ну и опять же учитывая личностные особенности каждого конкретного ребенка. Все дети разные, и с этим обязательно нужно считаться. Если вы боитесь подвергнуть ребенка воздействию инфекционных агентов в местах массового скопления людей, а весной опасаться этого есть смысл, примите определенные профилактические меры.

"Петербургский дневник": Какие именно?

Анна Бахарева: Чаще мыть руки или использовать дезинфицирующие салфетки. Перед выходом из дома можно нанести ребенку на слизистую носа интерферонсодержащие мази или гели (например, виферон). Также можно использовать одноразовые медицинские маски для лица.

"Петербургский дневник": Наверное, не стоит забывать о физкультуре и спорте, о прогулках на свежем воздухе?

Анна Бахарева: Спорт и правильно организованные прогулки на воздухе можно отнести к элементам закаливания детей, что, конечно же, укрепит их здоровье. Единственное, на что я хотела бы обратить внимание родителей: не вводите чрезмерных и непривычных для ребенка нагрузок одномоментно, не взваливайте на его организм несколько новых для него видов спорта, не пытайтесь сделать за весенние каникулы из своего ребенка чемпиона. И лучше, если его занятия спортом будут курировать профессиональные тренеры.

"Петербургский дневник": Какие еще общие советы вы как врач могли бы дать ребятам и их родителям?

Анна Бахарева:

  • Не нарушайте привычный для ребенка режим дня.
  • Не забывайте о длительности ночного сна, который должен составлять не менее 9 часов. 
  • Обязательно включите в распорядок дня прогулки на свежем воздухе продолжительностью до 2 часов. А если позволяют погодные условия, можно и дольше. Старайтесь контролировать время, которое ребенок тратит на просмотр телевизора, гаджетов и Интернета (в день допустимо максимум 1-2 часа для детей младшего возраста и 3-4 часа для подростков).
  • Постарайтесь заранее планировать досуг ребенка и обязательно с учетом его интересов и особенностей личности.
  • По возможности посещайте вместе с ребенком творческие мастер-классы, участвуйте и создавайте что либо новое вместе.
  • Заниматься спортом, посещать бассейн, гулять на свежем воздухе и т.п. тоже по возможности лучше вместе.
  • Не забывайте, что детям важна ваша поддержка, когда вы радуетесь их победам. Но обязательно помните, что не менее важна ваша поддержка и в случае их неудач.
  • Одевайтесь по погоде.
  • Постарайтесь разно¬образить рацион ребенка на время каникул.
  • Желательно, чтобы ребенок получил курс поливитаминов.
  • И как бы банально это ни звучало, не забывайте часто мыть руки, это хорошая профилактика инфекционных болезней. 

9 дней – такова общая продолжительность весенних каникул. В подавляющем большинстве образовательных учреждений Санкт-Петербурга они начнутся 19 марта и закончатся 27 марта. "Каникула" – латинское название звезды Сириус – означает "маленькая собачка". Римский сенат объявлял дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда эта звезда появлялась на утреннем небе, – отсюда и происходит слово "каникулы". В России до 1917 г. словом "каникулы" был определен летний период, а период отдыха в широком смысле – словом "вакации". Вакации, по Брокгаузу и Ефрону, это "время, на которое должностные лица каких либо учреждений ежегодно свободны от службы, вакации также установлены для учебных заведений". По В. И. Далю, это "гулящая, праздная пора; множественное число – вакации, в значении каникул или зимних праздничных дней Рождества".

Каникулы, согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, – "в школах свободные от занятий, преимущественно в летние жаркие месяцы". По В. И. Далю, "Каникула – названье светлой звезды в созвездии Большого Пса, Сириус; каникулы – жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведеньях". В специальном циркуляре Министерства просвещения Российской империи в 1878 г. указывается, что вакации есть период не только для учебных занятий, "но и время для отдохновения" учащегося.

Марина Алексеева.


Записаться

Наши медицинские центры